Не за горами начало очередного велосезона, и для подготовки к нему неплохо бы было подготовить свой «велик» уже сейчас. В каждом населенном пункте есть велосервис, где «опытные» (иногда) мастера за символическую плату проведут профилактический осмотр Вашего двухколесного друга. Что нужно для ремонта.
Как мы уже говорили, если специнструмента у большинства граждан дома нет — будем пользоваться наиболее доступным.
- Предпочтительно использовать 17-миллиметровый ключ и разводной ключ — 2 разводных ключа.
- Стальная «жемчужная» или плоская отвертка.
- Плоскогубцы, плоскогубцы с ушками.
- Пинцет.
- Смазка «Литол-24».
- Кусок ткани, на котором будет происходить «действие».
- Протирочная ткань.
- Молоток.
И так, вот оно колесо.Приступаем к обслуживанию колесаЕщё с осени отмытое и протертое. Откручиваем с оси, гайки крепления колеса к раме.
Используйте разводной ключ или гаечный ключ на 15 мм с обеих сторон. Удерживайте вал с противоположной стороны другим гаечным ключом, чтобы предотвратить его вращение.
Теперь, придерживая ось вторым ключом за контргайку (снаружи) отворачиваем резьбу подшипника.
Снимаем с оси дистанционную втулку.
Теперь, отворачиваем наружную обойму внешнего подшипника каретки. В По часовой стрелке отворачивать нужно по правой стороне.
Опять же, по причине отсутствия специального инструмента для велоремонта, используем либо «бородок», либо уголок плоской отвертки, постукивая по ней молотком. Обычно, если не заржавела, обойма отворачивается без особых усилий. И вот перед нами не отягощенные обильной смазкой, а вернее – совершенно сухие, шарики внешнего подшипника. Чтобы избежать раскатывания шариков при снятии блока звездочек, под колесо, правильнее всего, подстелить кусок ткани. (Если разбираете на гладкой поверхности)Чтобы не растерять их при извлечении, лучше всего воспользоваться магнитом. В два- три приёма, все шарики будут извлечены.
В отдельной емкости.
Зачем отделяться? Потому что будет больше того же самого — от внутреннего подшипника. А чтобы избежать хлопот по их сортировке и подсчету, лучше отделить их все сразу. Затем осторожно потяните звездочку в сборе вверх и снимите ее со ступицы, естественно, вы услышите легкий стук от выпадающих шариков внутреннего подшипника. Также — сухой до неприличия.
По-прежнему используя магнит, соберите их в контейнер.
И вот она – трещотка.
Тщательно протираем ее и блок звездочек от старой смазки, пыли.
Заглянув во внутрь ступицы колеса, со стороны трещотки, обнаруживаем там внутреннюю обойму подшипника ступицы. Как и положено, она вся в грязи. С помощью ветоши и тонкой плоской отвертки либо деревянной палочки, удаляем всю грязь.
Затем с помощью утконоса открутите вал от утконоса в противоположную сторону, освобождая шарики подшипника ступицы с другой стороны. Если смазка отсутствует, они также будут свободно падать.
Понятное дело, мы все протираем ветошью. Одна неприятная деталь – ключа для отворачивания корпуса трещотки с этой стороны нет, и добраться до шариков подшипникового кольца на передней части колеса невозможно. Чтобы, наконец-то доставить смазку к подшипнику пришлось нагреть «Литон» до текучего состояния и заливать из щели между осью втулки и корпусом. После чего, наносим смазку внешней обойме подшипника ступицы.
Выставляем на место шарики.
Затем, поддерживая «утконосами» обойму с противоположной стороны и прижимая их опять к ось.
В Затяжку, пока не делать. Ставим дистанционную втулку.
Затяните контргайку БЕЗ ЗАГРУЗКИ !!!! До свидания…
И переходим к сборке блока звездочек. Наносим на обойму внутреннего подшипника смазку и укладываем шарики до заполнения.
Будет казаться, что одного или пары шариков не хватает. Это – нормально, поскольку подшипник «насыпной», без сепарации. То же самое делаем с другой стороны.
Когда все шарики будут на месте, осторожно наденьте узел шестерни с небольшим вращением против часовой стрелки на ключ с храповым механизмом. Это необходимо для того, чтобы трещотке было легче зацеплять зубья. Вот и все. Теперь устройство почти собрано.
Теперь необходимо установить регулировочные шайбы.
И закрутить ПРОТИВ часовой стрелки, крышку-обойму.
Снова воспользуйтесь отверткой и слегка постучите молотком, пока он не остановится. Шайба предотвращает завинчивание дальше, чем нужно. Но не стоит также придавать этому слишком большое значение. Теперь, когда все собрано, продолжите регулировку рабочего диапазона подшипника ступицы. Для этого закрутите стопорную гайку до упора в резьбу, возьмите плоскогубцами внутреннее кольцо и поворачивайте вал до тех пор, пока кольцо слегка не коснется шариков. Затем затяните контргайку до упора в распорку, и когда распорка будет зафиксирована анкерной гайкой, затяните гайку. Поверните колесо на несколько оборотов, чтобы убедиться, что шарики на месте, и надежно затяните контргайку гаечным ключом с противоположной стороны шестерни. Снова поверните колесо. Если при вращении оси ощущается легкая вибрация, подшипники заблокированы, и регулировку следует повторить, ослабив контргайку, ослабив внутреннюю обойму ступицы, а затем снова затянув контргайку. Две или три неудачные попытки решат вопрос. Теперь колесо установлено. Он свободно вращается без какого-либо люфта.
Удачи.